Phil Jackson: 
Властелин колец 
или спасение Knicks

 
 
развернуть изображение
Пятница, Июль 17, 2015
Наткнулся на интересную статью об одном из величайших тренеров НБА, Филе Джексоне, написанную Ховардом Бекком, не смог пройти мимо, решил опубликовать перевод у себя. 





В течение 1 042 дней, с 2011 по 2014, Фил Джексон был безработной баскетбольной легендой, жившей на на пляже Плайа дель Рей в Калифорнии, где не было ни игроков, которых надо тренировать, ни борьбы в чемпионате, и можно было тратить свои силы на другие интересы. 

"Приходя домой, я заставала его читающим кулинарную книгу", говорила Джини Басс о своем женихе, Филе Джексоне, "Он приходил в восторг от того, как может меняться вкус еды, в зависимости от способа ее приготовления". 

Фил завоевал 11 титулов в НБА, носил прозвище "Властелин колец", но теперь его смело можно назвать королем кулинарии. (авт. " King of the Cuisinart",  Cuisinart - бренд бытовой техники в США, одной из первой выпустившей кухонный комбайн). Фил Джексон учился, изучал, экспериментировал, отдаваясь полностью приготовлению каждого блюда, как будто это была подготовка к играм финала НБА. Именно таким был Джексон в отставке - любознательным, креативным, беспокойным.

Фил Джексон продолжал смотреть баскетбол, хоккей, теннис и футбол. Играл в даже в социальную игру "Words With Friends". Занимался с тренером, иными словами делал все, чтобы оставаться в тонусе.

Иногда он просыпался посреди ночи, брался за блокнот, и начинал рисовать баскетбольные схемы. Фил Джексон отошел от баскетбола на самый длительный срок в своей сознательной жизни, но баскетбол остался в его жизни.

Все новый увлечения Фила Джексона помогали ему скоротать время, но не смогли заполнить пустоту в нем. "Он должен был постоянно делать что то новое, экспериментировать, постоянно искать вызов", говорила Басс, "Мне казалось он сведет меня с ума".





Май 2015 года, к этому моменту Фил Джексон больше года пытался разгадать загадку имени Нью-Йорк Никс, мы общаемся за обедом в Чикагском отеле, на ежегодном мероприятии НБА. Я пришел задать один единственный вопрос, который волновал меня больше всего с тех пор как он согласился стать президентом NYK:  Зачем?

Зачем делать это? Для чего пытаться исправить репутацию Никс? Зачем выставлять себя на растерзание Мэдисон Сквер Гарден, становиться предметом обсуждений Нью-Йоркских СМИ? Зачем рисковать репутацией, в чем смысл?

Да, он заработает $12 млн. в год, но ему уже не нужны деньги, он заработал более $100 млн. за свою тренерскую карьеру, включая различных сделки в предыдущие годы. Он не нуждается во внимании, он уже член Зала Славы НБА, в свои 69 лет ему уже нечего доказывать.

В Калифорнии, Джексон наслаждался своими внуками, кулинарными изысками в своем доме на берегу океана. Но он все это оставил ради работы в самой неудачной франшизе НБА, да еще и под руководством неоднозначного владельца Джеймса Долана.

У команды, которую принял Фил в том году, не было ни одного драфт-пика первого раунда, не было свободного места в зарплатной ведомости и имела имела ужасный ростер команды. Команда которая закончила сезон с с отрицательным показателем побед/поражений - 37-45. В первую очередь, Джексон попытался сделать перестановки, которые бы позволили выйти в плейофф НБА. Когда эта цель сорвалась, он перетасовал ростер команды, тем самым вызвав весь гнев прессы NY на себя. 

Накапливающиеся вопросы "зачем", заставляют Джексона улыбаться шире, он смеется. С Филом Джексоном, который изучал психологию, религию и философию в колледже, такие вещи никогда не были простыми. 

"Я не могу сказать, что у меня не было цели в жизни, у меня всегда была цели в жизни", сказал Джексон, "Но..."
 
Но Джексон всегда искал чего то другого, те чувства которые он испытывал будучи у руля династии в Чикаго в 90-х, и снова, но уже в Лос-Анджелесе, когда привел Лейкерс к 5-ти титулам. 

"Я видел изменения в обществе, которое сопровождало команды победительницы" - сказал Джексон. "Что то происходило в обществе, это меняет отношения между людьми, у них появляется что то общее - что то общее, чем они могут гордиться. И это вдохновение, которое приносит команда - это замечательно". 

"Я видел как это произошло в Чикаго, а затем и в Лос Анджелесе" - он продолжал, "В Нью Йорке был очень сложный и долгий период времени, это был вызов для меня, вот почему я здесь". Он делает паузу, чтобы найти подходящие слова: "Это нечто большее, чем просто цель, это больше походит на учение в религии".

Критики настаивают, что все это ради денег. Но это объяснение слишком банальное и звучит очень неубедительно применимо к такой сложной личности, как Фил Джексон. В конце концов, он тесно связан с семейством Бассов, которые владеют франшизой Лейкерс, стоимостью более $2 млрд. 

"Дело не в деньгах" - говорит в одном из интервью Басс, "Он, наверное, мог бы найти и более прибыльное занятие Лос Анджелесе". 

Другие утверждают, что Джексон в поисках, пытается снова возродить треугольное нападение, ту систему которую он пропагандировал на протяжении всей своей карьеры. В Никс, под руководством протеже Джексона, главного тренера Фишера, как раз пытались играть треугольное нападение, но пока не очень успешно закончив сезон 17-65.

Нет сомнений, "треугольник", которому научил Джексона его наставник Текс Винтер, имеет огромное значение для него. Фил говорит о достоинствах треугольного нападения почти с религиозным рвением, что делает "треугольник" и самого Фила Джексона объектом насмешек. Но тем не менее, Фил Джексон на протяжении часового интервью, упомянул "треугольник" всего дважды, и то говоря о том, каким его видят критики.

Джексон говорит о своей бесконечной вере в "структуру" и "формат", которые задействуют всех 5-х игроков на площадке, движение мяча и игроков, независимо будет это "треугольник" или любая другая система. Он привел в пример Сан Антонио Сперс, Голден Стейт и Атланту, как идеал воплощения этой идеологии. 

Но он презирает многое из того что видит, бесконечные пик-энд-роллы, одна передача за другой, пока кто то не забьет проход или трехочковый.

"Игра, на самом деле, очень красива, и мы берем часть ее и делаем немного по своему" - говорит Джексон, "Мы как страна, но с индивидуальными особенностями".

На самом деле, Джексон намного меньше озабочен "треугольником",чем сущностью самой игры. 

"Когда я смотрю некоторые игры плейоф, вижу что люди называют нападением, и понимаю как мы далеко ушли от командной игры" - говорит Джексон, "Четыре парня стоят вокруг и наблюдают как один парень стучит мячом". 

"Отсутствие порядка и структуры распространяется даже на основы этой игры" - говорит Фил. 

"Я смотрю на ЛеБрона Джеймса, например" - продолжает он, "Он совершает пробежку каждый раз когда ловит мяч. Он ловит мяч и отрывает обе ноги. Мы видим это каждый раз. В этом нет логики, нет дисциплины, нет примера как надо играть в эту игру. И это прослеживается во всей игре. Каждый раз нападающий игрок отталкивает защитника руками".  

Он подитоживает: "Это осенило меня: как мы зашли так далеко от реальной игры и чего мы пытаемся добиться? Это как джазовый музыкант, он сначала учит мелодию, затем учится основам музыки и только затем учится импровизировать. Это именно то, как должна играть команда в баскетбол."

Настойчивость в голосе Джексона очевидна. Именно это похоже является основной целью последней главы его карьеры в НБА, это выходит за рамки "треугольного нападения", возрождения Никс и Нью Йорка. Это звучит так, как будто Джексон борется за саму сущность этой игры, ну или по крайне мере игры, которую он знал, будучи игроком Нью Йорка в 60-х и 70-х, под руководством легендарного Рада Хольцмана.

Нью Йорк Никс, под руководством Хольцмана, выиграли чемпионат в 1970 и в 1973 году, всего дважды в истории франшизы. Они были примером идеологии Фила, четкие передачи и командные взаимодействия звезд в команде, которые пожертвовали личной славой ради общего блага. Они остаются золотым стандартом для болельщиков Никс. 

Для Джексона это тоже идеальная модель. Его видение возрождения команды - как раз эта самая идеология Хольцмана, которую он упоминает гораздо чаще, чем делал это в Чикаго и Лос Анджелесе.

Джексон говорит, что его цель это пять равнозначных игроков, которые могли бы водить мяч, пасовать, атаковать и создавать моменты для других. Это был бы очень гибкий и универсальный состав.

"Самое удивительное, когда я вспоминаю Никс 1970, как Джери Лукас делился мячом на площадке, Дэйв ДэБушер делился мячом. Бил Брэдли, Дик Барнет, Эрл Монро, Уолт Фрейзер". 

"Я думаю, это очень важная часть игры, которую стоит отметить" - говорит Джексон, "То на сколько каждый хочет создавать моменты для остальных игроков своей команды и они могут играть на разных позициях на площадке. Это как бы ломает шаблон и дает вам дополнительные возможности и свободу на площадке".

Это и есть те самые принципы хорошего нападения, которое так ценит Джексон, а вовсе не "треугольник". Это утверждение подтверждает и сам Фил Джексон. 

Джексон хочет узнаваемости, привить характер игры команде, то как это сделали Сперс, чтобы когда люди смотрели игру, они могли сказать "Вот так Нью Йорк играет в баскетбол". 

Вся система, культура и философия - пустой звук без таланта, таким образом мы подходим к главному испытанию Фила Джексона. Когда Фил пришел, состав Никс был более талантлив и боеспособен, но состав ослаб после обменов Тайсона Чендлера, Джей Ар Смита, Аймана Шамперта - которые были неплохими игроками, но плохо подходили в долгосрочной перспективе.

Никс не получили ничего взамен, кроме свободной платежной ведомости и гибкости - шанса все изменить летом. Тайсон Чендлер неплохо играет в Далласе, а Смит и Шамперт вышли в финал с Кливлендом. Джексон же говорит, что рад наблюдать за их успехом. 

"Мы обменяли Смита, который не очень то подходит под ту систему, о которой мы говорили. Он ушел в команду где мог неплохо играть, в итоге он показал себя" - говорит Джексон, "Мы рады за него. Тайсон вернулся туда, где была частичка его истории и смог хорошо играть. Мы счастливы за него".

Шамперт и Чендлер свободные агенты этим летом, Смит имеет опцию в контракте. Но Джексон не хочет подписывать никого из них.

"У нас время перестройки" - говорил Фил, "И мы боремся за репутацию."

Выгода от этих сделок скоро даст свои плоды. Никс имеют 4-ый номер драфта 2015 года (прим. Нью Йорк выбрали Кристапса Порзингиса) и около $26 млн. свободных в зарплатной ведомости. Первая возможность Джексона укомплектовать состав так, как он хотел бы.

Несмотря на все разговоры о "треугольном нападении", Джексон назвал защиту основным приоритетом.

Защита наиболее заметное изменение в игре баскетбольной команды, которое можно сделать за год" - говорит он, "Эта игра должна начинаться именно с защиты" - и здесь Джексон стучит по столу - "мы станем защитно-ориентированной командой!". 

Как всегда, Нью Йорк ожидает мгновенных результатов, меняя одного на другого, на третьего. Джексон обещает не попасться на эту ловушку, в которую угодили его предшественники, он говорит о стратегических планах.

 "Мы не ждем мгновенный результат,  пытаясь собрать что то, что сработало бы в течение одного года, потому что у нас есть что то особенное, что способно привести просто в восторг" - говорит Джексон, "Мы настроены построить такую организацию, которая бы развивала баскетболистов и работала бы без моего участия. Вот что попросил меня сделать Долан. Вот что остается независимо от тренерского и административного вмешательства".

К данному моменту, Долан, как и обещал, не вмешивается в баскетбольные вопросы, как говорит Джексон. Все еще...

В прошлом месяце, Долан снова нанял Айзею Томаса, бывшего президента Никс, руководить командой WNBA -  Либерти. Но есть подозрение, что Айзея в ближайшее время может начать мешать и пытаться сместить Джексона.

Но Джексон с улыбкой отмахивается от подобных предположений.

"Я совсем не обеспокоен этим" - говорит он, "Чувствую небольшое неудобство, что я связан со всем этим. Но я уважаю Джима за его лояльность. Я и Айзея общаемся, я думаю, он не будет мешать мне реализовать мой план - он уважает меня. За последние годы у нас было несколько бесед, я знаю его намерения". 

Фил Джексон можно сказать ветеран со стажем междоусобиц. И его бесценный опыт дает ему некое чувство безопасности в этой ситуации. Между тем, новая должность Томаса напоминает, что когда вы работаете в Никс, то это не только баскетбол.





По правде говоря, Джексон никогда не примет баскетбол вне своей системы. У него широкий кругозор в религии, философии, политике, литературе, музыке и искусстве. В конце своей игровой карьеры, он начал работать как доктор наук философии, всегда смотря шире границ жизни, как ее привыкли видеть.

22-х летний Фил Джексон был бы поражен, если бы узнал, что в 69 лет Фил Джексон все еще в игре.  "Это очень много" - говорит он.

"Это был отправной пункт" - говорит Фил, "Мы должны были пройти одержимость баскетболом и двигаться дальше во взрослый мир, когда закончили эти мальчишечьи игры".

Тем не менее, спустя годы, он еще здесь, все еще в зале, это и есть одержимость баскетболом, в лучшем смысле этого слова.

"Я думаю, он бы мог попробовать найти что то другое, имея так много других интересов" - говорит тренер Голден Стейт, Стив Керр, который играл с Филом Джексоном в Чикаго и до сих поддерживает с ним теплые отношения, "Но я думаю эта жизнь затягивает, если вы конкурентноспособны, а Фил невероятно конкурентноспособен, а в таком случае трудно уйти из НБА, когда у вас есть шанс побороться". 

Когда Фил покинул Чикаго в 1998 году, он говорил что это навсегда. Затем ситуации повторилась в 2004, когда он покинул Лейкерс. Его отъезд в 2011 казался окончательным, Джексона беспокоили бесконечные проблемы со здоровьем. 

Тем не менее, он почти согласился на пост главного тренера в Лейкерс в 2012 году, пока офис Лейкерс неожиданно не нанял Майка Д Антони. Когда он лишился этой возможности, он решил навсегда покончить с тренерской работой, учитывая его возраст и тяжесть всех путешествий, которые приходится переносить тренеру. 

Но предложения продолжали поступать.

За три года его формального выхода на пенсию, с ним контактировали представители Бруклина, Детройта и инвестиционная группа, которая хотела приобрести Сакраменто и переехать в Сиэтл. Если бы эта сделка состоялась, то скорее всего Джексон был бы в Вашингтоне, управляя возрожденными "Сверхзвуковыми", а не пытался бы реанимировать Никс. 

"Он очень любит эту игру" - говорит Брайант, "Он любит учить играть. Поэтому часть его всегда здесь.".

Что бы делали вы, если не могли делать то, что делаете лучше всего? Отбросьте славу, богатство, чемпионские перстни, Дзен, мифологию и Фил Джексон, по своей сущности, учитель, с очень сильными убеждениями в той области знаний, которой он занят. Его тело больше не позволяет руководить командой на протяжении 82-х игр сезона НБА, но желание наставлять и учить как играть в эту игру - не пропадет никогда!

"Он всего лишь хочет, чтобы игроки на своих позициях были успешными" - говорит Басс, "Все думают, что Фил просто хочет воскресить треугольник, как в сказке когда показывают фокус, доставая что то из старой шляпы, а сам Фил просто сварливый старик. Но это несправедливо, когда так думают о Филе".

Басс добавляет: "Он действительно считает, что игроки должны подстраиваться, находиться на своем месте. Только в этом случае ждет успех, когда вы станете частью чего то большого, и будете играть правильную роль на площадке, отведенную именно вам". 

Быть неудачником это мучительно, это новый опыт для Фила Джексона в его неигровой карьере. Невозможность находиться на площадке, взять тайм-аут, чтобы подсказать и что то исправить. Хотя Джексон дает подробные наставление Дереву Фишеру. Но все это оживляет интерес Фила Джексона, дает тот самый импульс, который сделал его членом Зала Славы НБА.

"Это и есть управление командой" - говорит Басс, "Делать вещи, который бы делали из вас команду, которые развивают вас как личность, делая ваше сообщество сильным. Это и есть его убеждения."

"Он до сих пор учит меня" - говорит Басс, "Он не может помочь себе. Вот кто он. Тренер, он и есть тренер."

Так Джексон учится проигрывать, выслушивать разъяренных критиков, пока он не добился своего. Он не будет первым кто провалился в Мэдисон Сквер Гарден. С 2008 года Долан уже уволил Томаса, сам ушел Донни Уолш, был уволен Глен Грюнвальд и понижен в должности Стив Миллс, который сейчас работает помощником Джексона. 

Контракт Джексона рассчитан на 4 года, и он открыто говорит, что это краткосрочное сотрудничество с командой. Он хочет заложить прочный фундамент для франшизы, чтобы потом его сменил кто то - в идеале до его ухода в 2017 году. 

Вы можете сказать что одержимость Джексона баскетболом заставила его вернуться. Вы можете предполагать что причина возвращения это скука, беспокойство, амбиции, деньги или даже просто ностальгия.  В конце концов, Нью Йорк это то место, где началась его баскетбольная карьера много лет назад. Джексон как бы намекает на сентиментальность. Но Басс знает лучше.

"Это в его сердце" - говорит она о Никс, "Для него многое значит их благополучие".

Все ящики его комода в Плайа дель Рей были отчищены от всего пурпурно-золотого по словам Басс, вся игровая форма была убрана. 

"Теперь Никс - это всё" - говорит она, "Всё"!

Источник статьи: bleacher report.

 


Комментарии: /4/

Комментарии доступны только зарегистрированным пользователям.
Написать комментарий...